Журналисты и блогеры иногда используют фразы типа: "Y Combinator – хороший (знаменитый, эффективный, главный, ещё какой-то) стартап-акселератор". Другие журналисты в других статьях пишут что-то похожее про 500 Startups, Techstars или Plug and Play. Третьи могут вообще об институтском акселераторе нантского заборостроительного такое написать – почему бы и нет. Сравнить между собой такие похвалы нельзя – слова и слова, я хочу перейти к числам. Мерой всего в капитализме являются деньги, поговорим о деньгах.
Так вот, YC – не просто "хороший акселератор", YC – это акселератор, за прохождение которого стартапы охотно платят по миллиону долларов и больше. На этом месте в меня летят гнилые помидоры – все же знают, что YC ни копейки со стартапов не берет, а тем более речи быть не может о миллионах. И тем не менее.
Обязательное условие прохождение акселерации – получение инвестиции от Y Combinator. В классическом акселераторе инвестиции – это дополнительный или даже главный бонус, стартап получает деньги на счет – ради этого можно и поскучать на лекциях. В YC обычно не так. "Половине наших компаний не нужно дополнительное финансирование, многие из них ещё до нас привлекли больше миллиона долларов," – пишет акселератор в FAQ.
Как это выглядит на практике? Если стартап до акселератора привлек миллион долларов, то его оценка была миллионов пять (20% раннему инвестору – не много и не мало, среднее число). Условия YC стандартны и для всех одинаковы, чуть упрощая это 150 тысяч долларов за 7% компании. Т. е. стартап стоит 5 миллионов, 7% от них - 350 тысяч, а акселератор берет их за 150. 200 тысяч – скидка YC за то, что он – YC, по сути – плата за сервис. И это относительно типичная ситуация, миллион долларов привлекли "многие".
Crunchbase подсказывает крайние примеры. Японский Alpaca до YC привлек 5.8 миллионов долларов, последний раунд был 3 миллиона. Доля инвестора тогда была непублична, но, предположим, 20%, и вся компания стоила 15 миллионов. YC на 7% "сэкономил" примерно 800 тысяч долларов. Американский Atrium пошел в акселератор после раунда на 10.5 миллионов долларов – компания, навскидку, стоила 50, стоимость обучения – больше трех миллионов. Список можно продолжать бесконечно.
Для сравнения, обучение в самых крутых университетах стоит порядка 50 тысяч долларов в год, самые престижные программы Executive MBA – 200 тысяч в год.