united investors
Как выбрать правильный проект для клонирования?
Бывший директор по стратегии и анализу в Mail.Ru Group.
Сооснователь United Investors. Автор рубрики #стартапдня

Подписаться в FB, VK и Telegram

"У кого нет миллиарда - пусть идет в …, мы не будем его клонировать."
Предположим, предприниматель решил начать новое дело и пришел к мысли, что хочет повторить в России успешную западную модель, не изобретать велосипед, а делать то, что работает. Остается мааааленький вопрос - а кого именно клонировать? Понятно, что универсального ответа нет и быть не может - кому-то нравится B2C, кому-то B2B, один умеет делать технически сложные продукты, а другой - гениальный продажник. Но есть одна универсальная формула, которая подойдет каждому: надо клонировать что-то очень большое.

На интуитивном уровне это понятно и не требует доказательств, но давайте в числах оценим, кто достаточно велик, а кто нет.
Номинальный ВВП США в 12.5 раз больше российского, грубо это означает, что американский рынок в 12.5 раз больше нашего. Но рынки эти устроены совсем по-разному. Российский потребитель бедный, он тратит на еду примерно половину всех доходов. Американец питается примерно так же, но это всего лишь порядка 6% его заработка.

В итоге на "не еду" в России остается 1/12.5/2=1/25 от американского масштаба, и это хорошая магическая формула. Обычный средний B2C рынок в РФ (недвижимость, услуги, автомобили, …) в 25 раз меньше соответствующего американского. Соотношение очевидно не подходит к балалайкам или бейсболу, но для нейтральных по отношению к культуре отраслей работает довольно точно.

К еде, ещё раз повторю, это не относится. Продовольственные расходы в пересчете на одного человека в США и РФ почти одинаковы, рынки отличаются по сути только населением, "всего" в 2.5 раза. Соответственно, если делать B2C компанию в России, то при таком же уровне успеха она заработает в 25 раз меньше, чем американская, если делает что-то несъедобное, и в 2.5 раза меньше, если съедобное.

Но это было в терминах операционных показателей - выручки или маржи. Кроме объективного дисконта на размер рынка, есть ещё субъективный дисконт в оценках. Одинаковые компании с одинаковыми показателями в США ценятся примерно в 2 раза дороже, чем в России. Сравните, например, Лукойл и Exxon Mobil - две идентичные компании с идентичной бизнес-моделью и идентичными рыночными рисками. Одна торгуется на бирже из расчета примерно 7 EBITDA, а другая - 16, просто потому что одна в РФ, а другая в США. И очень похожее соотношение выдерживается для всех пар сравнимых компаний.
В итоге получается, что наш стартап (если он не про еду) будет зарабатывать в 25 раз меньше аналогичного американца, а стоить в 50 раз меньше.
В итоге получается, что наш стартап (если он не про еду) будет зарабатывать в 25 раз меньше аналогичного американца, а стоить в 50 раз меньше. И отсюда сразу возникает очень простая отсечка - не стоит клонировать то непродовольственное, что стоит меньше миллиарда. Аналог американского стартапа стоимостью сто миллионов долларов в РФ удастся продать в лучшем случае за два. (На самом деле меньше: на таких масштабах окажутся важными фиксированные издержки. Маржинальность российского аналога будет значимо хуже, команда из пяти программистов клона будет куда сильнее портить экономику, чем десяток разработчиков оригинала.)

Из оптимистичных двух миллионов долларов вычитаем доли инвесторов, делим на троих основателей, получаем в лучшем случае что-то типа стоимости двухкомнатной квартиры в Москве на каждого через 5-7 лет работы на пределе возможностей. В найме заработать было бы проще и надежнее.

А вот с миллиардом уже не так. Клон продастся за 20 миллионов, 10 миллионов уйдут инвесторам, 10 распределят на трех основателей, каждый получит по 3 миллиона - столько в обычном найме уже не заработать, игра стоила свеч.
Хотите узнать, как создавать успешные клоны и кто в них инвестирует? Посетите мероприятие United Investors