united investors
Куда приводят мечты о свечном заводике или 10 ловушек самозанятости
Алексей Черняк

Со-основатель Darberry, продан Groupon Inc. ($2,6 млрд. оценка).
Работал генеральным директором Групон Россия.
Подписаться в FB, Telegram и на блог daily10.ru
Хорошие художники копируют, великие художники воруют.

Пабло Пикассо
1-го декабря 2009-го года в небольшом офисе на углу Тверской и Камергерского переулка собралось 5 человек, чтобы запустить очередной бизнес с нуля.

Проект, должен был стать копией американского Woot.com. Суть проекта – продажа одного товара один день со скидкой, за счет оптовых скидок у поставщика.

Русскую версию проекта назвали «Чип энд Дейли». В переводе – «дешево и ежедневно». При этом с намеком на Чипа и Дейла, которые конечно же всегда спешат на помощь. Проект стартовал 15 декабря, через две недели после встречи основателей.

Это было удачное время — самое начало предновогодних покупок. Заказы стали поступать уже на 2-й день после запуска и через неделю мы "пробили" отметку в 100 заказов в день.

Идею и название проекта предложила Елена Масолова, которая в тот момент работала в фонде AddVenture. Она ежедневно изучала новости американских компаний. Кто кого купил и куда инвестировал. Благо, информация была доступна через techcrunch.com

Мы встретились и решили попробовать. Участвовать в проекте договорились на-равных и распределились по ролям таким образом:
- Елена Масолова – b2c-трафик и PR;
- Олег Козырев – сайт и вся техническая часть;
- Виктор Лысенко – логистика, доставка, курьеры, платежи, аналитика;
- Иван Владимиров – товары, закупки, поставщики;
- я – общее управление проектом, продажи и P&L, персонал, контент, рассылки, call-центр;

Разделение по ролям было условным — все были довольно универсальными бойцами и подключались, если где-то возникала проблема.

Дополнительной фишкой проекта должны были стать короткие рассказы про каждый из товаров. В те дни я познал нелегкую работу копирайтера. Нужно было умудряться писать что-то интересное и опубликовать ровно в 00.00. Отложенного постинга тогда еще не было.

Я, конечно, дотягивал до последнего и где-то в 23.00 садился за компьютер, ловил «поток» и писал короткие истории – описания товаров. Например, такие.


Каждую женщину окружает как минимум три настоящих богатыря:

Первый, назовем его Алеша — это ее муж. Надежный, сильный и стабильный. Тот, на которого женщина опирается в трудную минуту, и кем она управляет своей маленькой и нежной рукой.

Второй, назовем его Добрыня — это ее шеф по работе. Властный, справедливый и дающий деньги. Это тот, кого она слушается и уважает, и кому старается во всем угодить.

И наконец, третий, назовем его Илюша — на самом деле никакой не богатырь, а обычный моряк дальнего плавания. Это тот, кого она видит реже всего, который заходит раз в полгода и то, в основном через окно. Это он привозит ей всякие странные подарки, например тельняшки. Но именно о нем она думает больше всего, а особенно с приближением 23-го февраля.

Дорогие дамы, в канун праздника настоящих мужчин вам предоставляется возможность поздравить своих богатырей символичным, нужным и практичным подарком — набором из трех (а при желании и больше!) тельняшек «Муж, Шеф и Моряк».

Ну а мужчинам выпадает хороший шанс понять — кем вы являетесь для своей дорогой и любимой. Если вам на 23-е вдруг подарят весь набор одному — вы счастливый человек.

Наши искренние поздравления!

Товар — набо тельняшек
Как показали «письма в редакцию», многие наши подписчики настолько «подсели» на эти рассказы, что каждое утро открывали нашу рассылку, чтобы прочитать какую-нибудь историю вместо анекдота. Наши продажи росли. Но радость была недолгой.

Оказывалось, что наша экономика «не сойдется» на масштабах. Плюс мы поняли, что нам не выжить без своей логистики, когда заказов становится более 100 штук в день.

Как мы это поняли? Параллельно с нами Оскар Хартманн делал KupiVIP, куда инвесторы вложили больше $10M инвестиций, в основном в логистику и трафик. Но мы-то хотели построить cashcow (то есть маржинальный бизнес, который приносит прибыль основателям) и не играть в венчур.

Наступили новогодние каникулы и мы крепко задумались, куда развивать проект. Мы снова стали изучать западный рынок. Пара знакомых указали нам на проект, который в этот момент взрывообразно рос в Америке. Внешне он развивался по той же модели «1 акция = 1 день» и назывался Groupon. От слов «группа» и «купон»

Там продавались купоны-сертификаты на услуги: рестораны, салоны красоты, кафе, кино. И совсем не было логистики с ее складами, курьерами и товаром. В услугах была маржа от 50%, иногда доходила до 100% (в случае, когда всю сумму проданного купона Groupon оставлял себе).

Мы узнали статистику, что от 25 до 50% людей не приходят по купонам и эта сумма также является комиссией Groupon. Сказочная бизнес-модель, подумали мы.

Так родился проект Дарберри, который чуть позже стал российским Groupon.

Главный источник бизнес-идей – копирование успешных компаний и проектов c других рынков.

Главный секрет успешной реализации — команда, которая была уже сыграна на похожем проекте в прошлом. Если бы не сыгрались на реализации клона woot.com, мы бы вряд ли смогли реализовать darberry.
Главный источник бизнес-идей – копирование успешных компаний и проектов c других рынков.

Главный секрет успешной реализации — команда, которая была уже сыграна на похожем проекте в прошлом. Если бы не сыгрались на реализации клона woot.com, мы бы вряд ли смогли реализовать darberry.
Краткая инструкция по копированию бизнес-моделей с других рынков
Всем, кто связан с интернетом, рекомендую регулярно читать блог TechCrunch. Поначалу может нравиться почти всё. Но если просмотреть хотя бы 100 разных идей и проектов в одной теме (на что может уйти пара месяцев), то картинка станет более ясной: большинство из них никогда не выстрелит, а инвестиции, что называется, «уйдут в песок».

С другой стороны, нельзя смотреть только на инвестиции — можно ошибочно скопировать не тот проект. Например, в US было много инвестиций в образовательные проекты, экономика которых не сходится (Coursera, например). А иногда инвесторы ведут себя просто как стадо овец. Куда один, туда и другие. Часто это похоже на обычную игроманию в казино. История доткомов двухтысячных или биткоина – яркое тому подтверждение.

Мораль — копируй, но проверяй экономику и не поддавайся на хайпы.

Вот источники, где стоит искать свежие проекты:

1. crunchbase.com - смотрим куда инвестируют.
2. inc.com/inc5000/index.html - список 5 тыс. самых быстрорастущих компаний США.
3. Angel.co - стартапы по отраслям. Смотрим по индикаторам.
4. Quora.com - читаем статьи про выбранные компании.
5. Producthunt.com – рейтинги новых книг, стартапов, продуктов.
Естественно, нам понадобятся критерии отбора и стратегии развертывания (реализации проекта) — о них мы поговорим на мероприятии посвященном клонированию идей в Россию. Жми "Подробнее", чтобы узнать больше.